Обмен учебными материалами


Композиционное построение урока



Натан Перельман в своих записках «У рояля» говорит, что бывают уроки педальные, гармонические, полифонические, аппликатурные , а также уроки-восхищения. Подчеркивается необходимость на отдельном уроке углубленно останавливаться на одном из многих вопросов, находящихся в поле внимания. Действительно, распределяя время равномерно между всеми заданиями, составляя общий рабочий объем ученика. привело бы к поверхностному знакомству с текущим состоянием дел или просто разговорам о проделанной работе.

В работе педагога с учеником существует две большие задачи:

  • задача научить ученика делать музыку. Педагог должен уметь на уроке вместе с учеником и даже руками ученика воплотить, осуществить ту художественную задачу, которую содержит в себе текст. При этом он передает ученику свое понимание этой задачи, подчиняет его своему художественному видению. Правда, качество этого подчинение будет различно в зависимости от того, каким путем будет работать педагог с учеником. Возможны два пути:
  • а) от объективных данных текста, от технических задач, воплощающих в себе художественные намерения к пробуждению понимания и отношения в данной работе ученика

    б) от общей настройки, поиска эмоционального состояния к поиску или утверждению объективных данных и технических средств.

    Вспомним теорию Станиславского о манках, о предлагаемых обстоятельствах, в которых должен действовать актер – с одной стороны, и о его же методе физических действий – с другой стороны, которые являются рельсами для раскрытия правильного самочувствия в роли. И тот и другой подход важен по-своему. Однако, следует помнить, чего мы достигаем, применяя каждый из них.

    В первом случае, идя от объективных данных, мы воспитываем самостоятельный поиск ученика и надеемся на самостоятельное пробуждение таланта ученика, его отношения к музыке. Вспомним высказывание Николаева: «Музыке нельзя научить, педагог может научить только игре на фортепиано, а музыке ученик должен научиться сам»

    Во втором случае мы не ждем, когда ученик сам проявит себя, а требуем от него нахождения и проявления определенных эмоциональных подходов или повторения того понимания, которое предложено педагогом. Вспомним требование Нейгауза: «всегда в работе определять свои действия только образно-эмоциональным подходом к музыке». В этом случае мы пробуждаем эмоциональную сферу ученика своим примером, но в то же время и подменяем ее собственное проявление.

  • Если первой и главной задачей мы поставили задачу научить ученика на уроке делать музыку, то в перспективе конечной целью работы с учеником, а потому итоговой задачей является задача научить ученика работать самостоятельно без помощи педагога. Вспомним слова Николаева: «Школа нужна для того, чтобы впоследствии было от чего отказываться». Савшинский говорил: «Николаев ставил ученика на рельсы, по которым он мог дальше двигаться сам». Однако эта перспективная задача должна постоянно присутствовать в нашей работе.
  • Как развивать самостоятельность и сочетать ее с требовательностью решить, с одной стороны, трудно и даже заранее невозможно. Все должны определять конкретные обстоятельства.

    С другой стороны, решение этого вопроса достаточно простое. Педагог должен быть справедлив, честен, прям. непримирим к недостаткам, должен точно знать. чего он хочет. В связи с этим педагог уверенно и твердо седеет ученика за собой, утверждая свои идеалы. Он гражданин, общественный деятель, исполняющий свой долг. Умение видеть в каждом педагогическом шаге, а впоследствии и в жизненном действе ученика великий, исключительный смысл – в этом главное искусство педагогики и главное искусство полноценной содержательной жизни.


    Последнее изменение этой страницы: 2018-09-12;


    weddingpedia.ru 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная